Читайте также:

Написать мне письмо



УВАГА



Для тих, хто готує дисертації з історичних та філософських наук. Ваші дослідження можуть бути опубліковані у журналі

"Вісник Дніпропетровського університету.


Серія: Історія і філософія науки і техніки", що входить до переліку ВАК України.

Термін подачі матеріалів до наступного номеру - до 30 листопада 2012 року

Дивись далі
ВИМОГИ ДО КОМП’ЮТЕРНОГО ВАРІАНТА РУКОПИСУ

Объявление:



Городской семинар "История и философия науки и техники"

на тему:"ВЛАДИСЛАВ ЭДМУНДОВИЧ ДЗЕРЖИНСКИЙ. НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ И ПОЛЬШЕ."

докладчик:Савчук В.С.

состоится 16 мая 2012 г.(среда) в 16.00 в Национальном центре аэрокосмического образования молодежи Украины, ауд.29
Приглашаются все желающие!

Вестник ДНУ "История и философия науки и техники"

Отзывы на публикации

Новости


Рейтинг@Mail.ru

ЭКСПЕДИЦИЯ XXI №8 (75) 2008

Николай ПОЛЯКОВ, Варфоломей САВЧУК:

Почему наши дипломы не признают за границей



– Какую оценку по пятибалльной системе можно поставить высшему образованию в Украине? Я имею в виду уровень образования, который получают наши студенты.

Н. П. – Наши студенты, если захотят, могут получить очень хорошее образование, но для этого нужно трудиться, а не только ходить по ночным клубам и дискотекам. В Европе и Америке продолжают учебу и работают многие наши студенты, которые, благодаря полученным на родине знаниям, конкурируют там на самом высоком уровне. Фундаментальная подготовка в украинских ВУЗах ведется отлично. Нам необходимо улучшать практическую подготовку, но для этого материальная база наших вузов должна быть модернизирована. Сегодня, для того чтобы украинские университеты имели возможность приобрести новейшее оборудование и усовершенствовать практические занятия, необходимы изменения в законодательстве.

– Вы написали монографию под названием «Классический университет. От идей античности к идеям болонского процесса». Что такое «классический университет» и является ли Днепропетровский национальный университет классическим?

Н. П. – Определяющим признаком классического университета является органическое соединение естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Каждый вуз должен заниматься своим направлением. Технические вузы по определению связаны с промышленностью, с развитием технологий производств. Современный подход заключается в том, чтобы вводить в таких учебных заведениях гуманитарную составляющую. Но когда в технических вузах появляются специальности, на которых готовят историков, психологов, это неправильно. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Технические вузы призваны решать сложные производственные задачи и готовить специалистов в этом направлении.

В Днепропетровском национальном университете очень мощные научные школы по гуманитарным и фундаментальным наукам. В 1918 году, когда был открыт наш университет, в его составе было четыре факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский и юридический. Как видите, многие наши научные школы имеют почти столетнюю историю. Кроме того, ДНУ отличается от других классических очень мощным физико-техническим и радиофизическим направлениями. Механико-математический, химический, биологический факультеты, имея мощную гуманитарную составляющую, все-таки ориентированы на свойственные им профессии и нацелены на решение задач, необходимых для современного развития государства. Я часто вспоминаю случай, когда победитель одной из олимпиад получил в качестве приза возможность поступать в университет на любую специальность. Он выбрал физико-технический факультет, специальность – «металлорежущие станки, металловедение». Я его спрашиваю: «Почему ты выбрал эту специальность, ведь мог поступить куда угодно?» А он так серьезно отвечает: «Люди, которые занимаются металлом, машиностроением, технологиями всегда будут нужны государству, и я всегда буду при деле».

В. С. – Ректор Харьковского национального университета Виль Савбанович Бакиров, социолог по профессии, дал такое расширенное определение университета: «Университет – это когнитивная (cognitio (лат.) – «знание, познание») модель Вселенной, которая собрала под крышей знания обо всех науках». Именно здесь можно получить комплексные, связанные между собой знания. Сегодня многие вузы Украины стали университетами. Но не может называться университетом заведение, в котором два факультета, нет там объединения всех знаний. Конечно, крупные институты, имеющие определенные традиции, могут быть объединителями, как, например, Киевский политехнический институт. Но сейчас у нас из 250 вузов 150 – университеты, что не соответствует истине. В нашей книге мы рассмотрели многие модели, проследили идеи университета от античности до современности, вплоть до нынешней идеи Болонского процесса. Постарались показать, как прагматизм нашего мира воздействовал на преобразования университетов, и постарались дать какие-то конкретные рекомендации.

Есть такой анекдот. «Почему у вас трава на футбольном поле растет, а у нас нет?» – спрашивают у англичан. – «Да потому, что мы ее растим и стрижем уже 300 лет!». Университет – очень сложная структура, которая не может возникнуть за 10–15 лет. Должны существовать определенные традиции вуза. Наш университет, традициям которого 90 лет, занимает 7-е место по рейтингам среди вузов Украины.

Среди 500 лучших высших учебных заведений планеты нет ни одного украинского вуза.– Почему в мировых рейтингах украинские вузы практически не участвуют?

В. С. – В мировых рейтингах нам участвовать очень трудно. Даже МГУ еле попадает в 500 лучших вузов мира, потому что критерии оценки разные. Вот как раз Болонский процесс, вырабатывая единые критерии, позволяет видеть, в чем мы опережаем европейские и американские вузы, а в чем от них отстаем.

Н. П. – В 50-ти странах мира живут молодые люди, получившие образование в нашем университете. Иностранцы защищают у нас кандидатские диссертации. Наши студенты стажируются за границей. Мы должны перенять лучшее, что есть в европейских университетах, а им тоже есть чему поучиться у нас. Этот обмен и приведет к созданию современной мощной образовательной европейской системы.

– Многие считают, что с переходом на новую систему обучения качество образования ухудшилось. Вы с этим согласны?

Н. П. – Еще рано критиковать Болонский процесс. Наш университет в этом году впервые выпускает бакалавров по новой системе. Сейчас некоторые критикуют независимое тестирование, введенное в этом году. Но давайте сначала наберем в вузы молодых людей по результатам тестирования, и через год проанализируем ситуацию. В 1978 году был переход от одной программы изучения математики к другой. Многим казалось, что новая программа хуже. Но прошло время и выяснилось, что действительно нужно было модернизировать программу.

– Болонская система предполагает больше неформального общения между преподавателем и студентом. У нас это возможно?

Н. П. – Такого демократичного отношения к студентам, как сейчас, у нас никогда не было. Мы вводим до 10% студентов в ученый совет. Но ввести индивидуальный выбор студентом профессоров или преподавателей пока сложно. Мнение молодежи, конечно, нужно знать и учитывать. И если принимать участие в присвоении ученых степеней студенты не могут, потому что некомпетентны в этих вопросах, то поселение в общежитие я бы сделал обязательным по решению студенческого совета. Если есть несколько претендентов на одно место в общежитии, пусть студенческий совет выбирает.

– А как насчет демократизма в обучении? Возможно ли свободное посещение или самостоятельное изучение предметов в вашем университете?

Н. П. – Если студент не ходил на лекции, практические занятия, но пришел на экзамен, то преподаватель обязан оценить его знания. Некоторые преподаватели не хотят так работать, но это неправильно. Должны быть дисциплины обязательные для обучения и несколько таких предметов, из которых студент мог бы выбрать, какие ему интереснее.

– Украинские вузы выпускают магистров и бакалавров, как за рубежом, и одновременно специалистов, как раньше, в Советском Союзе. Зачем? Мы стараемся совместить два вида образования?

Н. П. – Недавно состоялись парламентские слушания по вопросу изменений в системе образования. Создан законопроект, на основании которого решено в будущем выпускать только бакалавров и магистров. Но это пока только проект. Будет ли необходимость выпускать специалистов в Украине, оценят аналитики.

В. С. – За рубежом бакалавр медицины учится 6 лет, а технических наук – 4 года. Отсюда и возникают вопросы по поводу признания наших специалистов за рубежом, проблема в несоответствии образовательных уровней. В технических науках проблем почти нет, а вот медработникам проблематично получить признание за рубежом.

– Наши ученые степени тоже будут приведены в соответствие с зарубежными?

Н. П. – Законопроект, о котором я говорил ранее, предполагает, что появится степень научно-образовательного уровня – доктор философии. В то же время научные степени у нас остаются прежние. В этом вопросе мы идем навстречу Болонскому процессу, одновременно сохраняя свои традиции.

В. С. – В самих документах Болонского процесса ясно сказано, что доктор философии – это научно-образовательный уровень. На Западе это первый шаг в научно-исследовательской карьере. А высшие научные степени существуют и за границей. Например, чтобы получить степень доктора, должно пройти 10–12 лет с момента получения степени доктора философии. У нас есть своя удачная система присвоения научных степеней, и такой подход, по-моему, оптимальный.

– Что нужно изменить в нашей системе образования, чтобы оно стало лучше?

Н. П. – Наверно, нужен комплексный подход, больше внимания со стороны государства, солидная материальная помощь. Ведь финансирование университетов на Западе и у нас, к сожалению, несопоставимые вещи.

– Чем университет может гордиться?

В. С. – В нашем университете были претенденты на Нобелевскую премию, в 1940 году и совсем недавно… В 1965 году Ваняшин Владимир Степанович из Днепропетровского университета и физик-теоретик московского института теоретики и экспериментальной физики (Москва) открыли явление асимптотической свободы в рамках построения теории слабых взаимодействий. В 2004 году за открытие подобного явления получили Нобелевскую премию американские ученые. Очень ценятся за рубежом наши историки и биологи, они участвуют в различных международных проектах.

Н. П. – Благодаря сохранению и приумножению традиций наших научных школ, сотрудники Днепропетровского национального университета за последние 6 лет защитили около 500 кандидатских диссертаций и больше 100 докторских. Восемь наших выпускников удостоены звания «Герой Украины». Среди них – выдающиеся писатели О. Гончар и П. Загребельный, конструкторы ракетно-космической техники С. Конюхов, Ю. Алексеев, В. Команов, В. Сичевой, известные ученые В. Шевченко и В. Николаев. Гордимся мы и современными студенческими талантами. Так при Дворце студентов ДНУ сегодня работает 23 творческих коллектива, из них 14 – «народные» и «заслуженные». Вот это называется «классический университет».

Беседовала Наталья Сеген

ЛИТЕРАТУРА



«Классический университет. От идей античности к идеям Болонского процесса»
Н. В. Поляков, ректор ДНУ им.О.Гончара, академик АН ВО Украины
В. С. Савчук, доктор истор.наук, академик АН ВО Украины

В книге прослежено развитие идей высшего образования от античности до современности на примере классического, традиционного университета. Проведен анализ основных моделей университетского образования, в частности моделей, раскрывающих «идеи университета». Представлены модели образования, востребованные в последние годы, как реакция общества на процессы глобализации и интернационализации. Особое внимание уделено проблемам Болонского процесса и реализации его идей, в частности в Украине и России.
© 2009-2014 Савчук Варфоломей Степанович, все права соблюдены.Разработка сайта Студия Profit